Игра с песком всегда была универсальным детским развлечением. Пока во всех наших дворах были песочницы, они становились основным пространством познания большого мира: опытом строительства для мальчишек и кулинарии для девочек.
Искусство работы с песком пришло к нам из глубокой древности, еще до того, как его начали использовать для строительства домов. Именно песок стал первым полотном, на котором человек оставлял рисунки. Индейцы племени «новахо» рисовали на нем свои ритуальные знаки и символы. Поэтому песок имел еще и магическое значение.
В качестве основного материала используется обычный или цветной просеянный песок, соль, мука и даже молотый кофе. На волне моды возникла целая индустрия по производству специальных световых планшетов и столов. Но поскольку это дорогое оборудование, в интернете уже появились рекомендации по самостоятельному изготовлению если уж не столов, то небольших домашних планшетов.
Преподавание Sand-art — одно из приоритетных направлений работы изостудии в нашем детском саду. Воспитанники традиционно рисуют карандашами и красками, лепят, вырезают, а рисовать песком начали не так давно.
Используя данную методику каждый палец ребенка становится кисточкой. Можно рисовать целой ладошкой, ребром, кулаком, щепотью или даже двумя руками. «Разговор» рук с песком даёт огромный эффект. Развивается мелкая моторика, которая, в свою очередь, связана с центром речи. Рисунок в каком-то смысле это аналог речи. Уже давно психологами теоретиками и практиками доказано — как работают руки, так работает и голова. Метод Sand-Art успешно применяется в образовательных и развивающих целях обучения основам чтения, письма и рисования, развития познавательных процессов, расширения кругозора и фантазии.
Ведь нарисовать с помощью песка можно что угодно: пейзаж и портрет, натюрморт и абстракцию. Главное — дать волю воображению и не бояться экспериментировать.
Как педагог, я давно замечала у некоторых детей определенную боязнь чистого листа, когда рисунок не получается и надо брать новый лист, и начинать заново. На песочном планшете, как это ни парадоксально, можно исправить то, что не получилось, без всяких зачеркиваний и замазываний. Или создать что-то новое, другое, еще более красивое. Работа с песком — это всегда возможность трансформации, изменения. Когда ребенок это понимает, он перестает бояться «испортить» работу или сделать что-то неправильно. Поэтому каждое занятие дополнительно создает и закрепляет ситуацию успеха.
Серьезный учебный процесс становится увлекательным и захватывающим занятием. Мы превращаем его в целый ритуал: закрываем шторы и в комнате наступает таинственный полумрак. Дополнительно создаем музыкальный фон, включаем нашу удивительную черепаху-светильник, и для детишек на каждом шаг наступает волшебство. Они настолько раскрепощаются, что даже пытаются нарисовать звуки природы: шум дождя, раскаты грома, шелест листвы.
С родителями поначалу было сложно. Ведь им всегда хочется увидеть вещественное воплощение творчества ребенка, а песочный планшет невозможно унести домой. Тогда мы стали устраивать совместные занятия, и, как оказалось, родители тоже с удовольствием вспоминали детство и стали рисовать. Это настолько увлекательный процесс, что они забывают о том, что «не умеют рисовать». А сам рисунок всегда можно сфотографировать и сохранить.
Мне кажется, что в дополнительном образовании детей надо делать акцент все-таки на художественно-графическую составляющую рисования песком. Ведь это только кажется, что песочные рисунки, клипы, видеосюжеты просты. На самом деле за кажущейся простотой, к примеру того же анимационного фильма «Петя и волк», стоит и мастерство, и определенные приемы, которые нужно знать и уметь применять самому, а потом уже обучать им других.
Умение видеть красоту и гармонию, отсутствие зажатости, определенных комплексов и страхов — неплохой багаж в будущую жизнь, согласитесь.
Лозинская Юлия Сергеевна, воспитатель по изодеятельности
|