Выступление
Татаринцевой Татьяны Арсентьевны,
инструктора по физической культуре
МБДОУ «ДСОВ № 24» г.Усинска
на тему:
«Принцип индивидуализации на занятиях «Плавание» в детском саду»
(слайд 1)
Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает индивидуализацию дошкольного образования как
- принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка;
- поддержку его индивидуальных потребностей и интересов;
- ориентацию педагогического процесса на своеобразие особенностей и потенциальных возможностей дошкольника, как систему дидактических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка. (слайд 2)
Индивидуализация в дошкольном образовании
тесно связана с социализацией.
Социализация - это последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное, позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.
Прежде всего социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, с принятием правил, норм и ценностей «взрослого мира». Посредниками и проводниками социализации для ребенка являются сначала родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь – педагоги.
В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем такая, какую ребенок создал себе сам, т. е. индивидуальную, отличную от других.
Образовательная программа дошкольной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Я, как один из педагогов детского сада № 24 г.Усинска создаю психолого-педагогические условия реализации принципа индивидуализации образования дошкольников на занятиях «Плавание». (слайд 3)
Одним из важных условий является наличие безопасной, содержательно-насыщенной, вариативной и доступной развивающей предметно-пространственной среды, удовлетворяющей возможности ребенка в освоении водной среды плавательного бассейна, его обучения плаванию, а так же его потребности в сенсорных, эмоциональных, интеллектуальных и других впечатлениях.
(слайд 4) В плавательном бассейне нашего учреждения есть всё необходимое оборудование, игровые и учебные материалы для занятий «Плавание». На экране можно увидеть специально приобретённые игрушки, такие как резиновые мячи разных размеров (слайд 5). Мяч используется в бассейне для обучения плаванию как поддерживающий ребёнка предмет для старших дошкольников и как игрушка-забава для младших дошкольников, которые бросают его друг другу, бегают за уплывшим мячом.
(слайд 6) Есть игрушки, изготовленные мной или воспитателями совместно со старшими дошкольниками.
(слайд 7) Плавательные доски используются на каждом занятии как в совместной деятельности так и в свободных играх и упражнениях. Наличие тонущих и плавающих мелких игрушек даёт возможность мне обучать детей дыхательным упражнениям, нырянию, обогащает самостоятельные игры дощкольников.
(слайд 8) Два года в плавательном бассейне используются популярные у воспитанников нудлсы и арки для обучения плаванию. Нудлсы являются хорошей заменой плавательных досок, а арки способствуют улучшению результатов детей в подводном плавании, нырянии. Ребята придумывают различные фигуры и упражнения с нудлсами. Арки расставляются в воде в различных комбинациях.
(слайд 9) Ныряние в обруч доставляет дошкольникам радость и удовольствие. Дети имеют возможность взять любимое оборудование на каждом занятии.
(слайд 10) Изготовленная самостоятельно из гимнастических палок разделительная дорожка даёт возможность заниматься со всей подгруппой детей, частью детей и индивидуально.
Предметно-развивающая среда способствует поддержанию интереса дошкольников к обучению плаванию.
(слайд 11) Вторым важным условием соблюдения принципа индивидуализации считаю мотивацию воспитанников и их подготовку к обучению плаванию. Дошкольников 3-5 лет мотивирую тем, что им будет весело в воде, что их ждёт много разных игрушек, что они смогут покататься и поплавать в надувных кругах, что их ждёт в гости ласковая и тёплая вода. Дошкольников 5-7 лет мотивирую желанием получить заряд бодрости, научиться плавать, стать здоровыми, сильными и ловкими, научиться спасать свою жизнь и жизнь других людей на воде. Прежде чем дети начнут посещать занятия по обучению плаванию, я провожу наблюдение за воспитанниками, получаю необходимую информацию от воспитателей, специалистов детского сада, родителей, участвую в групповых и общих родительских собраниях, в том числе для родителей вновь поступающих детей. Для малышей и новых воспитанников организую экскурсию в бассейн. Дети с удовольствием наблюдают за купающимися сверстниками или старшими дошкольниками. Вместе с воспитателем я знакомлю ребят с игрушками, оборудованием. Дети могут не только рассмотреть новые игрушки, но и потрогать их, бросить мяч в воду, поливать игрушки из лейки. Пугающее новое становится интересным, увлекательным, не вызывающим страх. Помогает в моей работе и специальная детская литература, которую раздаю во временное пользование в группы для чтения и рассматривания.(слайд 12)
Воспитанники ассоциируют бассейн с морем, рекой. Поэтому я предлагаю им яркие книги о морских обитателях (слайд 13-14), о путешествиях по реке (слайд 15), об обитателях прудов и водоёмов (слайд 16).
Важным третьим условием индивидуализации (слайд 17) является содействие становлению субъектности ребенка в игровой и исследовательской деятельности. Основной метод обучения плаванию - игровой, так как именно он создает все необходимые условия для самовыражения ребёнка, становлению и развитию его «Я». Опыты и эксперименты, используемые в исследовательской деятельности в бассейне, помогают ребёнку развиваться не только физически, но и умственно, психически.
(слайд 18) На экране демонстрируется подвижная игра с воспитанниками старшей группы. Начинается игра с предварительной работы. Я рассказываю детям о том, что такое невод. Мы вспоминаем сказку А.С.Пушкина о золотой рыбке. Затем я знакомлю с правилами игры. Воспитанники любят шумные подвижные игры в бассейне, когда нужно убегать, уворачиваться, прятаться в воду. Как инструктор по плаванию я с помощью игрового метода решаю важные обучающие и воспитательные задачи: учить быстро и уверенно передвигаться в воде разными способами, учить погружаться в воду и задерживать дыхание, учить соблюдать правила безопасности и правила игры, учить воспитанников самим изменять и придумывать новые правила игры, воспитывать дружеские отношения и желание помочь товарищу, учить использовать полученные ранее знания и навыки.
(слайд 19) Исследовательская деятельность находит своё значимое место на занятиях «Плавание». Подвижные игры и упражнения в плавательном бассейне провожу в сочетании с опытами и экспериментами. Например, я предлагаю детям опустить в воду сложенный цветок лотоса и понаблюдать за ним. Включаю красивую восточную музыку, на фоне которой звучит рассказ о лотосах. Бумажные цветы раскроют лепестки не сразу, может понадобиться 20-30 минут. Но когда они раскроются, предлагаю детям самим изобразить цветы в виде композиций с элементами синхронного плавания.
(слайд 20) Четвёртым условием индивидуализации считаю поддержку инициативы и творчества обучающихся. Как только кто-то из воспитанников придумал новую фигуру. упражнение, тут же с помощью свистка обращаю внимание всех детей, хвалю ребёнка и мы все аплодируем ему. (слайд 21) Заметила, что дети начинают особенно стараться, когда я их фотографирую или снимаю видео. (слайд 22-23) Воспитанники знают, что эти фото увидят другие дети, их родители. (слайд 24) Они чувствуют гордость и у них возникает желание придумать ещё что-то новое и интересное, сложное и необычное.(слайд 25)
(слайд 26) Пятым условием является формы обучения и взаимодействия при обучении плаванию.
(слайд 27) Подробно останавливаемся на алгоритмах или ступенях успешности, без которых ребёнку трудно стать уверенным в своих силах и возможностях, проявить инициативу, самостоятельность и творчество, желание учиться новому и много трудиться.
(слайд 28) Разные виды занятий как форма обучения способствуют индивидуализации при обучении плаванию.
(слайд 29) Соблюдении указанной структуры занятия является важной составляющей обучения плаванию. Особенно наличие самостоятельных игр и игровых упражнений детей. (слайд 30) Здесь дети выбирают любое оборудование или пособие, игрушку.
(слайд 31) Воспитанники знают, что во время этой части занятия они могут играть в любые понравившиеся им игры, показать мне любое упражнение или обучаться дальше.
(слайд 32) Не следует забывать о том, что необходимо как можно чаще привлекать родителей к участию в занятиях. Самые главные люди в жизни ребёнка – это родители. Поэтому без взаимодействия с ними, привлечения их к занятиям в бассейне, невозможно в полной мере придерживаться принципа индивидуализации и социализации при обучении плаванию на занятиях в бассейне детского сада. Чаще всего я оргинизую их участие во время специально-организованных мероприятий, Недель открытых дверей, интегрированных занятий, подготовленных с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения.
Соблюдение принципа индивидуализации в моей работе невозможно без желания сохранить здоровье детям, сделать их обучение на моих занятиях радостным, успешным.
(слайд 33) Будьте здоровы, уважаемые слушатели! (слайд 34) |