В детскому саду «Светлячок» царит предновогодняя суета. Все разговоры у детей о предстоящем празднике, о ёлке, подарках. Воспитанники средней группы № 9, придя в бассейн, не знали, что их ждут настоящие новогодние сюрпризы. 17 декабря 2019 года инструктор по физической культуре Татаринцева Татьяна Арсентьевна и воспитатель Федотова Нина Александровна организовали для детей интегрированное занятие по обучению плаванию с использованием экспериментов. Татьяна Арсентьевна спросила детей, могут ли они дышать в воде, когда плавают. Костя Румянцев, воспитанник группы № 9, ответил, что нет. «Почему?» - продолжила диалог инструктор. «Потому что у людей нет жабр», - такой ответ прозвучал от детей. «Чем дышат и рыбы и люди?» - продолжала беседу Татьяна Арсентьевна. Расторгуев Святослав уверенно ответил: «Воздухом». Нина Александровна обратилась к воспитанникам с просьбой найти воздух в воде. Дети озадаченно замолчали, но потом сообщили, что в воде нет воздуха. Педагоги предложили ребятам проверить, есть ли воздух в воде. Вот и наступило время для первого чуда! Инструктор по физкультуре набрала полную банку воды и спросила у участников эксперимента, виден ли воздух в банке? Дети внимательно вглядывались, но воздуха в банке не обнаружили. Сальников Максим бросил пластилиновый шарик в банку с водой и ребята заметили как в воде появились пузырьки воздуха и стали оседать на пластилине. Воспитатель продолжила беседу: «Есть ли воздух в воде?» Воспитанники вместе с педагогом сделали вывод: воздух в воде есть, подтверждением этому стали пузырьки в воде. Татьяна Арсентьевна вновь обратилась к детям: «Можем ли мы дышать в воде?» Семенова Настя ответила, что не можем дышать в воде. «Почему не можем дышать в воде? Мы узнали, что в ней есть воздух» – спросила Нина Александровна. Чеботков Семён напомнил всем, что у людей нет жабр как у рыб. Инструктор предложила детям проверить как рыбы дышат в воде: наступил момент для второго чуда. Педагог показала ребятам «живую рыбку». Игрушку для эксперимента в воде инструктор по физической культуре самостоятельно изготовила из пустого яйца, кусочков ткани и металлического груза. Воспитанники были в восхищении от яркой игрушки. Баннова Виолетта опустила рыбку в банку с водой.
Нина Александровна натянула на отверстие банки разрезанный воздушный шарик и закрепила его резинкой. Дети ладошкой нажимали на шарик, изменяя давление воздуха в банке. Постепенно рыбка опускалась на дно, выпуская воздух, дети наблюдали за происходящими изменениями и комментировали их в слух. Татьяна Арсентьевна помогла детям сделать вывод о том, что рыбка дышит в воде воздухом, помогают ей в этом жабры и плавательный пузырь.
После экспериментов педагоги предложили ребятам подвижную игру «Смелые ребята», целью которой явилось обучение погружению в воду с выпусканием воздуха. Десяткин Тимур первым продемонстрировал неоднократное погружение в воду. Аплодисменты детей и взрослых были лучшей наградой за смелость. Органичный переход от экспериментов к соответствующей по тематике игре явился удачным приёмом работы педагогов.
Опытно-экспериментальная деятельность способствует поддержанию мотивации к плаванию, формированию стойкого интереса к занятиям в бассейне, развитию познавательной активности у дошкольников. Интегрированное занятие в бассейне продемонстрировало, как можно педагогически грамотно организовать обучение дошкольников, активно внедряя в работу эксперименты в средней группе.
Участие воспитателя на занятии «Плавание» способствовало высокой двигательной и познавательной активности детей, положительному эмоциональному фону. Радостное возбуждение не покидало ребят в течение всего обучения. Любимая Нина Александровна была рядом в течение всего занятия, плавала и ныряла на радость своих воспитанников, помогала инструктору проводить индивидуальную работу с детьми. Опыт совместных занятий, организованных инструктором по физической культуре Татаринцевой Татьяной Арсентьевной и воспитателями, специалистами детского сада, показывает только положительные результаты: у воспитанников повышается интерес к плаванию, что способствует эффективности их обучения.
Федотова Нина Александровна, воспитатель группы № 9,
Татаринцева Татьяна Арсентьевна, инструктор по физической культуре |